Слуховые иллюзии: виртуальная парикмахерская и эффект МакГурка

Слуховые иллюзии: виртуальная парикмахерская и эффект МакГурка

Поделиться

У большинства людей сложилось впечатление, что все слышат ушами. Конечно верно, что уши являются органами чувств, позволяющие человеку ощущать присутствие звука, но истинная способность слышать и слушать окружающий мир требует человеческого мозга. Мозг интерпретирует вибрации звуковых волн, чтобы создать смысл: превращая сложные тона человеческой речи в сообщение, несущее смысл, и позволяя людям наслаждаться сложными мелодиями.

Слуховые иллюзии – достаточно распространенное явление. Поскольку именно человеческий мозг позволяет слышать, его часто можно обмануть. Почти все слышали об оптических иллюзиях, но мало кто задумывался о слуховых иллюзиях. Стереонаушники потребуются, чтобы услышать некоторые слуховые иллюзии, поэтому держите их под рукой, если хотите испытать «эффект парикмахерской».

Эффект МакГурка: когда зрение влияет на звук

Посмотрите видео справа с открытыми глазами. Внимательно прислушайтесь к издаваемому звуку. Далее слушайте видео с закрытыми глазами. Если похожи на 98% взрослых, услышанный звук, когда будут глаза открыты, будет «да-да-да».

На самом деле мужчина говорит «ба-ба-ба», но на видео мужчина показывает движения губ «га-га-га». Человеческий мозг принимает во внимание слуховую и визуальную информацию и объединяет два потока информации, создавая в мозгу звук «да-да-да».

Можете просматривать видеопоследовательность снова и снова, и эффект сохранится (попробуйте закрыть глаза на полпути во время видеопотока и услышите изменение звука). Звук на самом деле никогда не меняется, но зрительный ввод от глаз меняет, как мозг воспринимает звук.

Эффект демонстрирует, насколько важны зрение и слух для понимания человеческой речи. Исследования показывают, что эффект МакГурка сохраняется на уровне предложений и эффективен для людей с любым языковым уровнем.

Слуховая иллюзия виртуальной парикмахерской

Иллюзия парикмахерской требует стереонаушников. Прежде чем слушать видео, обязательно наденьте стереонаушники. Иллюзия парикмахерской дает слушателю ощущение, что парикмахер двигается вокруг головы, подстригая волосы. Иллюзия демонстрирует способность людей локализовать звук: когда звук усиливается в одном ухе, «чувствуем», как будто парикмахер находится со стороны головы. Способность локализовать звук дает много информации об окружающей среде: к примеру, откуда едет машина скорой помощи с сиреной или где находится динамик.

Призрачные слова

Иногда цепочка бессмыслиц формирует связное сообщение. Несколько «бормочущих» игрушек были обвинены в передаче подсознательных или вредных сообщений из-за попытки человеческого мозга превратить бессмысленный звук в осмысленное сообщение.

Фраза персонажа «Улицы Сезам» Элмо попала в новости после того, как родители услышали фразу «Кто хочет умереть?», выходящую из игрушки. Пример на видео: «Время на горшке». Элмо, кажется, имеет зловещее послание, хотя высказывание является конструкцией разума. Персонаж говорит не «кто хочет умереть», а «кто хочет попробовать?» Поскольку ясность звука оставляет желать лучшего, разум создает смысл из нечеткой речи.

Другой пример – плюшевая кукла, как показалось, заявившая: «Ислам – это свет!» Покупатели магазина были остановлены куклой Little Mommy Real Loving Baby Cuddle and Coo. Кукла, однако, ничего подобного не сказала. Тарабарщина куклы была истолкована как сообщение в уме слушателя, но фактический лепет был лишен смысла.

Диана Дойч, исследователь из Калифорнийского университета в Сан-Диего, может воспроизвести явление фантомного слова в лаборатории. Были записаны двухсложные слова, а затем воспроизведены с чередованием слогов между ушами. Звуки, слышимые слушателем, были неоднозначны, но почти каждому слушателю удавалось «создать» из шума осмысленное слово. Женщины часто слышали слово «любовь», в то время как мужчины часто говорили откровенные слова. Слушатели, говорящие на иностранном языке, услышат слова на родном языке, хотя все записи были созданы из английских слов.

Фон, убеждения и эмоциональное состояние слушателя влияет на значение, придаваемое фантомным словам.

Шепард Тонс

Прислушайтесь к октаве справа: кажется, что она постоянно понижается (или поднимается) по тону. Роджер Н. Шепард заметил, когда 12 тоны воспроизводились циклически, мозг интерпретировал их как постоянно восходящие – кажется, что тоны становятся все выше и выше, хотя одни и те же двенадцать тонов просто воспроизводятся снова и снова. Поскольку каждая нота выше, чем предыдущая, мозг формирует звук с постоянно возрастающей высотой тона.

Эквивалентной оптической иллюзией была бы постоянно поднимающаяся лестница М.К. Эшера, которая не могла бы существовать в реальном мире.

Парадокс Тритона

Тритоны – музыкальные интервалы, состоящие из трех целых тонов. Звук, издаваемый тритонами, считался злым. В 1700-х годах звук называли diabolus in musica (дьявол в музыке).

Когда последовательно воспроизводимые тона Шепарда вставляются в тритоны, возникает парадокс тритона: некоторые люди слышат тона как постоянно восходящие, в то время как другие слышат точно такие же тона как нисходящие. Исследования показали, что носители тональных языков слышат парадокс тритона иначе, чем те, кто говорит на нетональных языках (в частности, носители вьетнамского языка постоянно слышат парадокс иначе, чем носители английского языка).

Некоторые слуховые иллюзии создают эффект восходящих тонов, даже когда простая гамма просто воспроизводится в цикле.

Заполнение пробелов

Когда определенные звуки речи опускаются, человеческий мозг автоматически заполняет пробелы. Исследователи проводили эксперименты, где определенные фонемы (отдельные звуки речи) заменялись шумом или опускались. Слушатели обычно не замечают недостающую фонему или не могут определить, какая отсутствует. Эффект также известен как временная индукция речи.

Иллюзия падающих колоколов

В то время как высота звука «падающих колоколов» на самом деле становится выше в последовательности, человеческий мозг слышит, как звук становится ниже, когда кажется, что колокола падают в пространстве. Когда звук зациклен, иллюзия становится очевидной, поскольку начальный тон намного ниже конечного тона.

Для иллюзии рекомендуются стереонаушники, так как создается ощущение, что колокольчики «падают сквозь пространство».

Иллюзия масштаба (требуются стереонаушники)

Исследователям удалось вызвать нечто, известное как «иллюзия масштаба», когда мозг изменяет тон, слышимый в каждом ухе, для создания мелодии. Обычно выбирают две шкалы (возрастающую и нисходящую). К примеру, первая нота восходящей гаммы играется в правое ухо, а затем вторая нота нисходящей гаммы играется в то же самое ухо. Представленный истинный звук состоит из чередующихся высоких и низких тонов. Аналогичная схема нот воспроизводится в левое ухо.

Вместо того чтобы слышать чередующиеся ноты, мозг слушателя часто «группирует» тона. Эффект заставляет слушателя слышать восходящую-нисходящую шкалу одним ухом и нисходящую-восходящую шкалу другим ухом.

В интерпретации представляемых тонов играет роль рукопожатие – левши склонны «слышать» мелодию с низким тоном в левом ухе и мелодию с высоким тоном в правом (и наоборот верно для правшей).


Поделиться
Склонны ли творческие личности к саморазрушению Previous post Склонны ли творческие личности к саморазрушению?
Понимание каждого типа личности: аудио, визуала, кинестетика Next post Понимание каждого типа личности: аудио, визуала, кинестетика