Психология развития: основы и особенности развития человека

Психология развития: основы и особенности развития человека

Поделиться

Чтобы понять себя, должны сначала получить представление о том, как оказались там, где находитесь сейчас. Оглядываясь назад, может показаться, что между первым воспоминанием и переживаниями в настоящий момент, существует определенная связь. Но воспоминания меняются. Они искажаются или наполняются разными качествами после каждого нового опыта.

Основная реальность такова: клетки отмирают и заменяются новыми каждые семь лет или около того. То же самое верно для каждой молекулы углерода в человеческом теле.

С момента зачатия встаем на путь перемен под влиянием окружающей среды, культуры, биологии и социальных взаимодействий. Каждый момент, когда приходилось учиться или адаптироваться в мире – момент, когда перестаем быть теми, кем раньше.

Весь мир сцена. Все мужчины и женщины просто актеры. У них свои выходы и входы. И один человек в свое время играет множество ролей. Его действия составляют семь веков.

Вильям Шекспир

Культурные перспективы

Во многих культурах по всему миру существуют уникальные истории и мифы о том, как человек трансформируется во времени и что делает общество, чтобы облегчить данную трансформацию посредством различных форм ритуалов и обрядов перехода.

В шаманских традициях, когда мальчики достигают определенного возраста, племя коллективно участвует в процессе инициации, требующем подвергать мальчика крайне неприятным переживаниям. Все предназначено для того, чтобы растворить тщетную личность, характеризующую отрочество, чтобы пробудить в себе достаточно сильного и способного мужчину. Почему трансформация важна? Вопреки феминистскому нарративу 3-й волны 21 века, мужчины оцениваются условно, исходя из того, что могут дать. Достаточно универсально почти для всех культур в мире. Имеет смысл воспитывать мужчин, чтобы они становились выносливыми и продуктивными.

Некоторые обряды перехода, наблюдаемые среди разных племен, наиболее ручные, но смысл остается прежним: если повезет, когда проходим через различные жизненные испытания, в результате становимся наиболее приспособленными.

Подобные концепции сродни историям трансформации на протяжении всей истории, таким как воскресение Христа или культовый символ Феникса в греческой мифологии, выходящей за пределы пепла и возрождающейся во что-то крепкое.

В большинстве современных обществ сегодня не применяются обряды перехода детей во взрослых, за исключением некоторых религиозных групп. Традиции теряют значение в многомиллионном суетливом населении в дополнение к уровню жизни, постоянно ограничивающем воздействие опасностей – возможно, даже в ущерб подрастающим поколениям. Переход юности во взрослую жизнь происходит достаточно естественно, оставаясь во власти среды и социальных норм.

Современные методы исследования человеческого развития

Психология развития подразумевает постоянные исследования человека. За последнее столетие наука придумала специальные методы исследования возрастных изменений.

Психологи используют термин «лонгитюдные планы»: когда группа людей отслеживается и оценивается в разное время по мере возраста. Преимущество лонгитюдных исследований состоит в изучении возрастных изменений по мере возникновения. Самым большим недостатком является количество времени, денег и ресурсов, выделяемых на исследование. Участники умирают, уезжают или просто теряют интерес к разглашению интимных подробностей собственной жизни.

Пример:

1 группа – 20-летние испытуемые (1974 г.)

2 группа – 40-летние испытуемые (1994 г.)

3 группа – 60-летние испытуемые (2014 г.)

Поперечный дизайн оценивает возрастные изменения между участниками в разных возрастных группах. Вместо того чтобы следить за одной группой людей с детства до смерти, перекрестное исследование просто сравнивает информацию, собранную между существующими возрастными группами за один и тот же период времени.

Пример:

Исследование 1 – 20-летние испытуемые (2014 г.)

Исследование 2 – 40-летние испытуемые (2014 г.)

Исследование 3 – 60-летние испытуемые (2014 г.)

Наконец, кросс-последовательный план представляет комбинацию первых двух методов. Он сравнивает субъектов разного возраста в определенные моменты времени, чтобы выявить возрастные изменения и различия. Дизайн помогает понять разницу между изменениями, происходящими под определенным влиянием и формирующимися естественным образом по мере взросления человека.

Пример:

Исследование 1

1 группа – 20-летние испытуемые (2014 г.)

2 группа – 40-летние испытуемые (2014 г.)

Исследование 2

Группа 1 – Испытуемые в возрасте 25 лет (2019 г.)

Группа 2 – Испытуемые в возрасте 45 лет (2019 г.)

Когортный эффект

Каждое поколение обладает собственным набором знаний, культурным наследием и уникальным личным опытом по мере развития истории.

Когортный эффект – воздействие на развитие, возникающее вследствие того, что определенная группа людей находится в одном временном промежутке.

Природа против воспитания

Трудно объяснить, почему в процессе развития возникают определенные модели поведения и характеристики. Многие отрасли психологии пытаются объяснить их на своем языке и часто утверждения противоречат друг другу. Споры о природе и воспитании остаются в авангарде исследований в области психологии развития.

Природа – степень влияния генов, наследственности и физического развития на поведение и черты личности. Воспитание относится ко всему, что находится за пределами человека, а именно к окружающей среде и социальной структуре.

Многое изменилось в понимании человеческого генома и мозга с 1970-х годов. Развитие технологии нейровизуализации дало четкое представление о работе мозга и как он отражает представления о человеческом поведении и психических процессах.

Генетические исследования помогли определить сильные биологические причины болезней и некоторые поведенческие характеристики. Даже с данными преимуществами основная реальность развития по-прежнему остается чем-то средним между физическими и экологическими влияниями.

Исследования близнецов

Предположим на мгновение, что замечаете маленькую семью, все члены которой имеют схожий набор психических или поведенческих характеристик. Можете заметить, что характеристики распространены среди людей, находящихся в близком родстве. Проблема в том, что гены – не единственное, что объединяет семью. Они также живут в одной среде.

За последние 50 лет было изучено более 14 миллионов пар близнецов, чтобы точно определить, насколько окружающая среда и гены влияют на черты. Особенности влияния, бесспорно, были основой исследований в области психологии развития.

Для изучения влияния близнецов обследуют для исследования. Выбирается одна пара дизиготных (разнояйцевых) близнецов, что означает, что они развились из двух отдельных яйцеклеток, имеющих только 50% общих генов друг друга. Вторая выбранная пара – монозиготные (идентичные) близнецы, «вылупившиеся из одного яйца», имеющие 100% общих генов.

Если разнояйцевые и однояйцевые близнецы живут в одной среде, как возможно объяснить поведенческие различия, если заметите черту, в большей степени являющейся общей для пары однояйцевых близнецов? Таким образом, можем заключить, поскольку однояйцевые близнецы имеют в два раза больше общих генов, чем разнояйцевые близнецы, генетическое влияние на черты может оказаться сильнее.

Получается, существуют два основных недостатка подхода.

  1. Между близнецами, различающимися по полу/гендеру, больше различий в чертах.
  2. У разнояйцевых близнецов больше различий в окружающей среде, чем у однояйцевых близнецов.

После кульминации миллионов подобных исследований природа и воспитание в большинстве случаев играют роль 50/50. Существует динамическая связь между активацией определенных генов и влиянием окружающей среды, ответственным за активации.

К примеру, в случае семейного алкоголизма естественный генетический компонент часто бездействует, пока ряд влияний окружающей среды не спровоцирует алкогольное поведение, т.е. травма, жестокое обращение, бедность, социальные нормы и т.д.

Эмбриональное и внутриутробное развитие

Разберем кратко об эмбриональном и внутриутробном развитии после зачатия.

После оплодотворения женской яйцеклетки зигота выходит в матку, где защищена и будет питаться на протяжении остального периода развития. Процесс известен как зародышевый период, обычно занимающей около 2 недель, прежде чем масса клеток успешно прикрепится к стенке матки и начнет расти. В данный период формируются плацента и пуповина, обеспечивающие зиготу питательными веществами и отфильтровывающие отходы. В течение зародышевого периода клетки начинают формироваться в отдельные части, которые станут основными органами, такими как кожа, сердце, нервная трубка и так далее.

Со 2-й по 8-ю неделю зигота трансформируется из небольшой массы клеток в видимый эмбрион, знаменующий собой переход от зародышевого к эмбриональному периоду. В данный период клетки продолжают диверсифицироваться и формировать структуры, необходимые для жизнедеятельности человека. К концу 8 недели эмбрион достигает примерно 1 дюйма в длину и имеет узнаваемые черты, напоминающие глаза, нос, губы, зубы, руки, ноги и бьющееся сердце.

Критические периоды: в момент, когда эмбрион начинает получать питание от матери, он становится уязвимым для токсинов и опасностей, таких как наркотики, алкоголь и вирусные инфекции. Воздействие опасностей может привести к порокам развития эмбриональных структур, не в последнюю очередь к врожденным дефектам, умственной отсталости и смерти. Конкретные структуры наиболее уязвимы на разных этапах.

Конечности: 3-8 недель.

Сердце: 2-6 недель.

Нервная система: 2-5 недель.

Зубы/рот: 7-12 недель.

Первые 3 недели роста наиболее вероятны для выкидышей и самопроизвольных абортов. Иногда данные случаи являются идиопатическими (причина неизвестна), в то время как другие могут быть вызваны стрессом, травмой или интоксикацией.

От 8-й недели до рождения (≈ 9 мес.), называемый фетальный период, в течение которого происходит колоссальный уровень роста. Длина плода увеличивается примерно в 20 раз, а вес увеличивается примерно с 1 унции в 2 месяца до в среднем 7 фунтов при рождении. Органы и конечности продолжают развиваться, в то время как жир накапливается вокруг плода до 38-й недели. На 38-й неделе плод считается доношенным, и большинство детей рождаются между 38 и 40 неделями. Для процесса рождения иногда требуется кесарево сечение. В некоторых случаях оно может быть безопаснее, чем традиционные роды.

Когнитивное развитие

Когда младенец достигает 1 года жизни, он почти утраивает вес при рождении и вырастает на один фут в длину. Мозг младенца утроится в весе к 2 годам, что составляет примерно 3/4 веса полностью зрелого мозга взрослого человека. В 5 лет мозг готов на девяносто процентов. Тип быстрого роста позволяет развивать сложное мышление, способность решать проблемы и память по мере взросления на протяжении жизни.

Теория Пиаже

Жана Пиаже часто вспоминают как самого выдающегося психолога детского развития 20-го века, но он считал себя прежде всего генетическим (происхождение) эпистемологом (изучение знаний). Как один из первых исследователей когнитивного развития, Пиаже провел прямые и детальные наблюдения за младенцами и детьми (трое испытуемых были его детьми). Он внес значительный вклад в понимание того, как дети конструируют мысленные представления о мире, формируя понятия и схемы (единицы знания) перед лицом новых ситуаций.

К примеру, если родитель указывает на изображение банана и говорит: «Банан», ребенок сформирует схему вокруг основных характеристик банана (при условии, что изображение может удерживать взгляд ребенка больше одного момента).

У новой схемы существует оговорка: если вместо банана ребенок увидит изображение лимона, он может сказать «банан», потому что бананы и лимоны желтые. Подобный эффект Пиаже называл ассимиляцией, когда ребенок использует существующую схему для работы с новым объектом или ситуацией. Момент, когда ребенок понимает, что существующая схема не работает и нуждается в модификации, он назвал аккомодацией. Именно здесь можем увидеть, как Пиаже применяет собственные наблюдения к общей теории, как люди приобретают знания.

Определения

  • Постоянство объекта: знание, что объект существует, даже если скрыт. Способность формировать мысленное представление об объекте.
  • Эгоцентризм: неспособность видеть мир с точки зрения другого человека.
  • Сохранение: изменение внешнего вида объектов не меняет количество или объем.

Таким образом, Пиаже рассматривал детей как активных исследователей собственного окружения, полностью вовлеченных в открытие новой информации. Его идеи были реализованы на практике, позволяя детям учиться на собственном опыте, в своем собственном темпе и обучая их концепциям, соответствующим когнитивным способностям.

Пиаже считал, что игры являются средством, с помощью которого дети учатся социализироваться, что добавляет дополнительное измерение к их общему интеллекту. Если ребенок может научиться хорошо играть с другими в раннем возрасте, скорее всего, преуспеет в сложных игровых системах во взрослом возрасте.

Теория Выготского

Лев Выготский был еще одним пионером психологии развития, добившимся больших успехов в российской системе образования в начале 20 века. В то время как Пиаже, казалось, уделял больше внимания взаимодействию с объектами, Выготский считал, что роль других в развитии ребенка имеет первостепенное значение.

Выготский заметил, что дети могут гораздо быстрее усваивать понятия, когда кто-то другой направляет их, задавая вопросы и приводя примеры. Данный процесс Выготский назвал «строительными лесами»: он начинается с сильной степени вмешательства, а затем постепенно отступает по мере совершенствования учащегося.

Зона ближайшего развития

Выготский сформулировал данную идею совместного обучения и степени, где ребенок способен усвоить определенные навыки, в том, что он назвал «зоной ближайшего развития».

…расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками.

Выготский, 1978

С точки зрения непрофессионала, разница между тем, что ребенок может сделать в одиночку, и тем, что способен сделать с помощью другого человека.

Подростковый возраст

В зависимости от того, какого эксперта спросите, подростковый период варьируется от 10-13 до 19-30 лет. На самом деле период не может быть точно определен только хронологическим возрастом. Такая амбивалентность проистекает из ряда факторов, включая пол/гендер, развитие мозга и независимость от родителей. Снова возникает загадка природы и воспитания.

Происходит ли одновременно физическое, умственное и социальное развитие? Как определяем, что значит для ребенка «взрослеть»? В метафоре подразумевается идея о том, что люди растут физически. Другие могут возразить, что человек должен продемонстрировать определенный уровень мудрости или контроля импульсов, чтобы его считали кем-то другим, кроме ребенка.

В первом анализе начнем с предположения, что ребенок перестает быть ребенком, когда тело достигает половой зрелости. Физические изменения происходят как в первичных половых признаках (пенис и матка), так и во вторичных признаках (волосы на теле и грудь). Однако гораздо больше происходит за кулисами.

Глубоко в молодом мозгу гипофиз или «главная железа» начинает сигнализировать о каскаде железистой активности и секреции гормонов. Гормоны влияют на ряд черт, таких как половое влечение, мышечный рост и эмоции. В среднем у женщин половое созревание наступает на 2 года раньше, чем у мужчин, начиная примерно с 10 лет. Процесс быстрого роста, характеризующийся половым созреванием, занимает примерно 4 года, однако мозг продолжает развиваться и в середине взрослой жизни.

Познание

Когнитивное развитие подростков менее выражено, чем видимые стороны физического развития. Рассмотрим, как подростки думают о себе, отношениях и окружающем мире.

Новый взгляд на формальные операции Пиаже

Подростки, способные получить формальное образование, с большей вероятностью перейдут к заключительной стадии формальных операций по Пиаже, где имеет место наиболее абстрактное мышление. Подростки могут начать подробно обдумывать гипотетические ситуации, тем самым представляя, как мог бы выглядеть «идеальный» мир. Однако они еще не совсем освободились от эгоцентрической мысли. Подростки часто сильно озабочены собственными мыслями и полагают, что мысли одинаково важны для других. Данная установка делает подростков восприимчивыми к таким заблуждениям, как «личная басня» и «воображаемая аудитория».

Личная легенда: Убежден, что мысли людей уникальны. Ни у кого больше не было таких мыслей, как у них. «Разве не понимаешь», «Отличаюсь от людей». Ложное чувство непобедимости, иногда приводящее к нежелательной беременности или автомобильным авариям.

Воображаемая аудитория: Крайняя застенчивость. Считают, что все смотрят на них и они всегда находятся в центре внимания.

Моральное развитие

Частью умственного развития подростка является базовое понимание «правильного» и «неправильного». Многие из законов предназначены для наказания за преступное поведение в зависимости от степени понимания человеком.

В середине 1970-х психолог развития из Гарварда Лоуренс Кольберг изложил теорию нравственного развития среди различных возрастных групп.

Одним из основных критических замечаний по поводу методов исследования Кольберга является то, что спрашивать людей, что «думают» делать в гипотетических ситуациях, сильно отличается от того, что сделали бы на самом деле. Мораль больше касается поведения, чем убеждений. Несмотря на замечания, схема Колберга была уточнена и хорошо принята в области психологии развития.

Пиаже считал, что нравственное развитие начинается в раннем детстве, когда ребенок учится правильно выполнять правила игры во время игры. Демонстрация здорового соотношения сотрудничества иллюстрирует появление неявной морали среди групп (аналогичное наблюдалось у крыс и приматов).

Психосоциальное развитие

Самая насущная проблема, появляющаяся у подростков – путаница идентичности и ролей. На данном этапе подросток должен сделать выбор среди множества ценностей и убеждений в отношении политических вопросов, карьерного пути и брака. Из предоставленных выборов должно быть сохранено постоянное ощущение себя. Кто я? Где я принадлежу? Именно здесь подросток начинает ощущать всю тяжесть востребованности со стороны сверстников, родителей и остального общества.

Подростки, способные преодолевать препятствия в раннем возрасте, лучше подготовлены к противостоянию давления сверстников и нездоровым решениям в будущем. Кто не был должным образом социализирован в годы становления, вступают в подростковый возраст с низкой самооценкой и общим недоверием к людям.

Взрослый возраст (совершеннолетие)

Снова возвращаемся к борьбе за правильные определения. Взрослостью иногда называют период жизни от 20 лет до старости. В других культурах взрослость достигается вскоре после полового созревания, как обсуждалось в начале статьи.

Для поставленных целей рассмотрим некоторые изменения, происходящие в возрасте от 20 до 40 лет и от 40 до 65 лет. Помните, каждый человек имеет собственный уникальный опыт, окружающую среду, культуру, социально-экономический статус и генетическое происхождение. Данный сегмент предназначен для освещения некоторых биологических императивов, связанных со старением, и общих проблем в течение периодов жизни.

Ранняя взрослость (20-40 лет)

Давайте взглянем на этап ранней взрослости, в возрасте от 20 до 40 лет.

Физический

К 20 годам физическое созревание завершается. Мужчины и женщины не будут продолжать расти, хотя некоторые могут набрать больше веса. Первые 10-15 лет ранней взрослой жизни, несомненно, являются периодом, когда люди достигают наивысшего физического пика, такого как превосходная мышечная сила (сердце), сенсорные и рефлексивные способности. Большинство успешных спортсменов мирового класса обычно попадают в данную возрастную группу.

Примерно в возрасте 30 лет люди начинают замечать небольшие признаки старения, включая ухудшение зрения, истончение или поседение волос, сухость кожи и снижение иммунной функции.

Познание

В возрасте от 20 до 40 лет интеллектуальные способности в целом не сильно меняются. Принято считать, что текучий IQ (способность решать новые задачи) начинает медленно снижаться где-то в середине 20-летнего возраста, в то время как кристаллизованный IQ (приобретенные знания и опыт) увеличивается. Но новые результаты исследования Массачусетского технологического института предполагают, что различные аспекты интеллекта достигают пика на разных этапах – некоторые достигают 40-летнего возраста. Таким образом, с возрастом становимся лучше в одних вещах и хуже в других, что было довольно очевидно с рождения.

Средний взрослый возраст (40-65 лет)

В данный период физические изменения, связанные со старением, становятся гораздо более заметными. Женщины в возрасте 40 лет будут испытывать снижение уровня эстрогена, поскольку репродуктивная система тела начинает отключаться (известно, как менопауза). Симптомы включают приливы, перепады настроения или внезапное увеличение веса.

Мужчины испытывают что-то похожее на менопаузу, называемую «андропаузой», когда уровень тестостерона и других гормонов начинает снижаться. Симптомы включают усталость, раздражительность и сексуальную дисфункцию.

Во второй половине взрослой жизни начинаем видеть больше случаев проблем со здоровьем у мужчин и женщин – чаще всего в результате неправильного выбора в раннем возрасте, такого как курение, чрезмерное употребление алкоголя, переедание и стресс. По статистике, наиболее частыми причинами смерти в среднем возрасте являются болезни сердца, рак и инсульт – именно в таком порядке.

Познание

Изменения в памяти наиболее заметны в познании среднего возраста. Люди начнут больше бороться с вспоминанием слов и подробностей о конкретных прошлых событиях. Сложность восстановления памяти на самом деле связана не столько с физическим старением, сколько со стрессом и огромным количеством информации, которую человеку приходится отслеживать.

Исследование 2012 года утверждает: чем больше человек думает о положительном опыте из прошлого, тем больше у него может сформироваться новых воспоминаний, движущихся в будущее. Утверждение говорит, что области мозга, ответственные за обработку эмоционального содержания, по-видимому, имеют тесную связь с областями мозга, участвующими в хранении памяти.

По собственному опыту, наиболее губительным аспектом депрессии является то, как она стирает, подобно физическому заболеванию, память о хорошем самочувствии. Память о том, каково было чувствовать иначе, исчезает, пока все твое существо не сжимается в состояние того, что есть, непостижимого того, что было, может быть и будет.

Мария Попова

По оценкам Национального института психического здоровья, 16 миллионов человек в настоящее время страдают от определенной формы депрессии, причем примерно 8% в возрасте от 18 до 22 лет. В течение длительного периода времени депрессия может представлять серьезный риск для общего состояния здоровья, включая потерю памяти.

Самый эффективный способ сохранить мозг и предотвратить раннее начало нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера – регулярные физические упражнения. На данном этапе физическая активность – неоспоримый факт. Двигайтесь, чтобы улучшить работу мозга.

Помимо Пиаже: постформальное операционное мышление

Если оглянемся на 4-ю и «заключительную» стадию операционального мышления Пиаже, заметим общую способность мыслить абстрактно и заниматься дедуктивным умозаключением, начинающуюся где-то в подростковом возрасте. С тех пор психологи развития определили 5-ю стадию, называемую постформальное мышление, характеризующееся решениями, принимаемыми на основе диалектики, и способностью справляться с эмоционально заряженными ситуациями. Данный уровень познания наиболее заметен у людей старше 35 лет, и именно здесь начинаем видеть конкретные представления о моральных добродетелях и принципах.

Заключение

Как общество, люди склонны иметь определенные ожидания относительно достижений на разных этапах жизни; но пейзаж быстро меняется. Люди живут дольше, средний IQ растет, общее благосостояние повышается, а технологии помогают людям становиться образованными и самодостаточными.

Чтобы избежать чрезмерного обобщения, закончим данный сегмент, признав, что в любом возрасте люди в разное время принимают важные решения, такие как получение высшего образования, вступление в брак и продвижение по карьерной лестнице. К сожалению, иметь детей могут только женщины в пременопаузе, но мужчины могут оставить потомство практически в любой момент до смерти. В следующем разделе рассмотрим распространенные стили воспитания.

Воспитание

Почти все согласятся, что воспитание детей – одна из самых важных обязанностей в мире. Как формируются дети в первые годы жизни, имеет решающее значение, кем станут во взрослом возрасте. Возможно, знакомы с современным саркастическим выражением «дети некоторых людей».

В большинстве случаев прозвучала ирония, но люди пытаются сообщить, что существование трудного или неуклюжего человека в мире является неудачей со стороны родителей, таким образом задавая вопрос: есть ли правильный или неправильный способ растить детей? В конце 1960-х психолог по развитию по имени Дайана Баумринд выделила три основных стиля воспитания.

Авторитарное воспитание

Авторитарный стиль сильно связан с правилами. Обычно его характеризуют как жесткого, контролирующего и бескомпромиссного. Несоблюдение стандартов обычно приводит к физическому наказанию. Дети, воспитанные таким образом, обычно становятся обиженными и замкнутыми. Было бы справедливо провести различие между бьющими родителями и теми, кто просто прибегает к физической дисциплине, когда нарушаются правила.

Примеры можно увидеть в семьях военных, где к детям относятся по стандартам, применяемым к рядовым солдатам. Однако, если физические дисциплинарные меры применяются слишком часто и бесконтрольно, процесс, несомненно, приведет к какой-либо форме травмы или поведенческого расстройства.

Разрешительное воспитание

Разрешительный подход предъявляет мало требований к детям. Подход возможно разделить на два типа разрешающего воспитания:

  1. Разрешительный, пренебрежительный: родители никогда активно не взаимодействуют с детьми, если только поведение детей каким-то образом не мешает тому, что делают родители.
  2. Вседозволенность, снисходительность: родители активно участвуют в жизни детей, уделяя большее внимание удовлетворению их требований.

Вседозволенные родители, как правило, отказываются устанавливать какие-либо границы и позволяют детям действовать без последствий. Дети под таким руководством чрезмерно зависимы, незрелы и не обладают необходимыми навыками, которые в противном случае позволили бы им справляться с социальными невзгодами.

Авторитетное воспитание

Последний подход сочетает некоторые полезные аспекты первых двух. Он накладывает ограничения на поведение и устанавливает правила, сохраняя любовь, привязанность и уважение.

Авторитетные родители, как правило, вдумчивы в общении со своими детьми. Они могут установить демократический стиль, позволяя ребенку вносить некоторый вклад в правила формирования, но также сохраняя роль лица, принимающего решения. Наказание раздается в форме ограничения привилегий, но может усиливаться или снижаться в зависимости от уровня сотрудничества ребенка и понимания правил. Дети, воспитанные таким образом, склонны быть самостоятельными и уверенными в социальных условиях.

Заключение

Как родители, люди стараются делать все возможное и практиковать то, что считают правильным. Иногда мир меняется быстрее, чем успеваем подготовить к переменам детей. У некоторых есть интуиция, направляющая методы воспитания в зависимости от потребностей ребенка. Как и все остальное в мире, слишком много чего-либо никогда не бывает хорошим. Нахождение здорового баланса и готовности учиться вместе с ребенком, вероятно, является самым безопасным решением.

Самое главное – получать удовольствие от того, что дети находятся рядом. Не позволяйте отношениям стать чем-то, о чем потом будете вспоминать с сожалением.

Конец жизни

После 65 лет тело начинает разрушаться, становясь менее подвижным, энергичным и сосредоточенным. Будем надеяться, что к данному времени пожилые люди уйдут на пенсию и посвящают большую часть времени выздоровлению и наслаждению семьей. Они привносят всю широту мудрости долгой жизни и делятся опытом, неудачами и победами с окружающими. Если повезет, люди могут учиться у них, а не осуждать как простое воплощение статус-кво.

К сожалению, пожилые люди достигают своевременной или преждевременной участи. Средняя продолжительность жизни мужчин и женщин в настоящее время составляет от 78 до 81 года.

Умереть и потерять близких, несомненно, является одним из самых сложных императивов, с которыми сталкиваемся в реальной жизни. Для некоторых потеря – калечащий опыт, продолжительностью практически на всю жизнь. Для других он остается в перспективе и может рассматриваться как прекрасная демонстрация сдержек и противовесов природы.

Прежде чем закончить статью, рассмотрим классические эмоциональные стадии горя, переживаемые после потери близких. Обратите внимание, что стадии не следует ожидать в каком-либо конкретном порядке.

  1. Отрицание: естественный защитный механизм. Разум стирает вопиющую реальность ситуации, убеждая себя, что все идет своим чередом.
  2. Гнев: когда люди пытаются напомнить о реальности, часто расстраиваемся. Даже если удастся выйти из отрицания, можем расстроиться из-за человека или объекта утраты. Полезно думать о гневе как о летучей химической реакции на глубоко разделенную пороховую бочку печали.
  3. Торг: когда начинаем процесс принятия, пытаемся договориться со собственной болью, неизбежно попадая в ловушку заявлений «что, если» себе и другим. Иногда пытаемся заключить сделку с Богом или убедить себя, что возможно контролировать ситуацию, или принять возвышенное решение начать новую жизнь. На данном этапе приходит осознание того, что могли бы добиться большего, чтобы оправдать будущие потери, действуя по-другому и улучшая отношения.
  4. Депрессия: когда осознаем, что не контролируем ситуацию или возникающие вследствие чувства, становимся бессильными. Депрессия часто сопровождается длительными периодами негативных мыслей, потерей мотивации, снижением аппетита и усталостью. Иногда периоды временные, а иногда – длятся годами.
  5. Принятие: не путать с «счастливым» или «хорошим» с потерей. Принятие – изменение отношения к реальности собственного бессилия и естественного цикла жизни. На этапе приходим к пониманию, что на самом деле есть некоторый контроль над конечной реальностью собственной жизни, и было бы лучше, если бы продолжали заботиться о себе и других, чтобы процесс приспособления не был медленным и мучительным.

Психологи считают, что важно понимать поэтапный процесс данных универсальных переживаний, потому что переход от одного к другому означает приближение на один шаг к обретению покоя и принятия. Чем больше знакомимся с процессом, тем больше видим, как он может применяться к любой неизбежной форме потери в жизни.

Часто чувства грусти, вины и депрессии являются естественными и уместными реакциями на трагедию. Было бы необычно не чувствовать себя таким образом. Прежде чем прибегать к самолечению с помощью наркотиков, алкоголя или, возможно, фармацевтических продуктов, помните, что единственный способ найти выход из переживаний – пройти через трудности. Просто маскируя пережитое, навсегда остаетесь в ловушке момента потери.


Поделиться
Как найти вторую половинку онлайн: ТОП-4 полезных совета психолога Previous post Как найти вторую половинку онлайн: ТОП-4 полезных совета психолога
Как определить психическое заболевание Next post Как определить психическое заболевание?