Позитивная психология и психология счастья: когда стремление к счастью стало наукой

Позитивная психология и психология счастья: когда стремление к счастью стало наукой

Поделиться

Стремление к счастью было концепцией, преследовавшей жизнь человечества на протяжении веков. Существует множество определений термина «счастье», но очевидно, что главная цель в жизни большинства людей – стать счастливыми.

Разумеется, понимание значения счастья может отличаться от одного человека к другому с каждым желанием, представляющим «что-то», что сделает людей счастливыми. Со временем благодаря развитию эмоциональной и мотивационной психологии начала возникать область, сосредоточенная как на позитивной психологии, так и на психологии счастья. Данные психологические поля помогли лучше понять, что такое счастье и как его получить.

Когда стремление к счастью стало наукой?

Существует большое разнообразие определений термина «счастье», но исследования в области позитивной психологии и психологии счастья часто определяют счастливого человека как человека, часто испытывающего положительные эмоции и редко отрицательные. Другими словами, невозможно познать счастье, не испытав печали.

Согласно Докладу о мировом счастье за ​​2017 г., Норвегия занимает первое место в рейтинге самых счастливых стран мира, США – 14-е, а Центральноафриканская Республика – последнее. Отчет основан на ежегодном опросе 1000 человек в 155 странах, где людей просили оценить по шкале от нуля до 10, живут ли они лучше всех. Цифры важны для психологов, потому что дают представление, какие экологические и экономические обстоятельства способны повлиять на благополучие человека или страны.

Наблюдение за счастьем в глобальном масштабе можно считать позитивным взглядом на эмоциональное состояние людей в целом, потому что оно показывает, что в мире множество счастливых людей. Единственно, что не показывает наблюдение – количество несчастных или депрессивных людей по всему миру.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 300 миллионов человек, страдающих депрессией. Число важно для психологов и исследователей областей психологии, таких как позитивная психология и психология счастья. Потому что численность людей с депрессией показывает важность исследований, параллельно объясняя, почему понимание счастья крайне важно.

Без понимания того, что делает людей по-настоящему счастливыми, область психологии остается с неврологическими, поведенческими и психоаналитическими методами лечения растущего числа депрессий в мире. Счастье должно исходить изнутри человека. Поэтому его необходимо изучать в корне, чтобы научить людей, как стать счастливее в жизни.

Разберем, почему психология счастья важна для психологии как области и истории, стоящей за ней.

Религиозные учения

Трудно сказать наверняка, когда люди начали думать о счастье как о желании или цели в жизни, потому что письменный язык не всегда был доступен. Некоторые мысли оставались частью религиозных учений, передававшиеся устно и записываемые последователями. Среди религиозных деятелей были Сиддхартха Гуатама, Будда, Конфуций и Мэн-цзы.

Будда

Будда считал, что нашел путь, способный привести людей к счастью и положить конец всем страданиям. Будда назвал путь нирваной или просветлением.

Страдание – общий знаменатель, присутствующий в сегодняшнем депрессивном обществе. Нет сомнений, что какой-то тип страдания повлияет на чью-то жизнь в определенный момент времени. Через просветление можно лучше понять себя и/или любую данную ситуацию.

Сегодняшняя психология использует данный тип метода посредством психоанализа, чтобы помочь людям понять, откуда возникает корень их страданий. Осознание и понимание, как и почему существует страдание, связано с теориями, найденными в психологии счастья, так что оптимизм во время страданий может стать позитивным подходом.

Конфуций

Вопреки идее Будды, способной привести людей к счастью, Конфуций считал, что знания, полученные из книг, социальных отношений считаются великой добродетелью человечества. Его идея социальных отношений является ключевой концепцией современной психологии счастья. Люди остро нуждаются в том, чтобы чувствовать потребность в принадлежности, состоящей из длительных межличностных отношений.

Концепцию можно найти в книге психолога Абрахама Маслоу «Теория мотивации человека: иерархия потребностей», где утверждается, что потребность быть любимым и принадлежать является третьей по важности потребностью после удовлетворения физиологических и потребностей в безопасности. Маслоу утверждал, что у человека присутствует желание знать и понимать почему происходит то, что происходит.

Мэн-цзы

В отличие от Конфуция, Мэн-цзы верил точно так же, как Будда, когда говорил о страдании. Мэн-цзы считал, что страдание является частью человеческой природы. По словам Мэн-цзы, человек не человек без чувства сочувствия, стыда, благоговения и одобрения.

Понимание, почему существует страдание, является важной частью психологии. Понимание учит людей, как изменить реакцию в определенных ситуациях, появляющихся в реальной жизни. Понимание относится к теориям психологии счастья, согласно которым оптимизм во время страданий может стать хорошим позитивным подходом к лечению.

Философия

За эпохой религиозных деятелей последовала эпоха мыслителей-философов. Среди философов был Сократ. Мысли Сократа передавались устно через учеников. Многое из того, чему учил Сократ, рассматривается глазами его ученика Платона.

Сократ

Сократ жил в эпоху, когда люди верили, что боги управляют жизненными процессами как счастье. Сократ считал, что у людей существует врожденное стремление к знанию, возможное отыскать с помощью индуктивных методов, похожих на методы, используемые в психологии сегодня. Сократ говорил, что счастье возможно найти в сущности вещей.

Сократ считал:

  • Люди от природы желают счастья.
  • Счастье скорее директивно, чем аддитивно: оно зависит не от внешних благ, а от процесса их использования и применения (мудро или неразумно).
  • Счастье зависит от «воспитания желания», посредством которого душа учится гармонизировать собственные желания, перенаправляя взор от физических удовольствий к любви к знанию и добродетели.
  • Добродетель и счастье неразрывно связаны, так что одно невозможно без другого.
  • Удовольствия, возникающие в результате стремления к добродетели и знанию, имеют высокое качество, чем удовольствия, возникающие в результате удовлетворения простых животных желаний.
  • Удовольствие – не цель существования, а скорее неотъемлемый аспект проявления добродетели в полноценной человеческой жизни.

Глядя на идеи Сократа, можно увидеть поразительное сходство с некоторыми из основных идей позитивной психологии и психологии счастья: положительные эмоции, отношения, смысл, достижения, духовность и осознанность.

Аристотель

Среди учеников Платона был Аристотель, имеющий собственные представления о счастье. Аристотель работал над идеей счастья как цели жизни в то же время, когда Чжуанцзы работал над собственными мыслями об абсолютном счастье.

В одной из книг Аристотеля «Никомахова этика» он говорит об эвдемонии, греческой моральной философии, связанной с греческой эпохой. В английском языке термин eudaimonia переводится как счастье. Используя термин эвдемония, Аристотель предположил, что счастье – деятельность, выражающая добродетель.

Аристотель считал, что счастье зависит от самих людей. Данная точка зрения противоречила представлению о гедонистическом счастье. Как сегодня считает большинство психологов, счастье действительно зависит от человека в зависимости от степени и способа реакции на определенные ситуации или на несбалансированные химические вещества в мозгу.

Джон Локк

Стремление к счастью – фраза, выгравированная в основе Декларации независимости. Английский философ Джон Локк наиболее известен фразой «стремление к счастью», впоследствии включенной в Декларацию независимости Томаса Джефферсона. Локк отверг понятие врожденных идей, считая, что такие идеи исходят от Бога, а истинные внутренние духовные идеи важнее любой религиозной практики. Локк считает, что знания важны и приобретаются посредством определенных переживаний, как ощущения и размышления.

Как очевидно, до сих пор религиозные деятели и философы подходили к идее счастья и способах ее достижения, предпринимая попытки достичь счастья с помощью методов заглядывания внутрь себя, прекращения страданий, или обращению к высшим силам. В современной психологии данные ключевые концепции лежат в основе психологии счастья.

Уильям Джеймс

За десять лет до момента, как Джон Локк попытался описать счастье, Уильям Джеймс работал над собственными представлениями об эмоциях, рассматривая способы влияния на формирование счастья. Джеймс был философом и психологом, уделявшим много времени таким функциям разума, как сознание, привычки и инстинкты, а также личности в связи со свободной волей.

Его взгляд на себя и свободную волю состоял из трех компонентов: материального, социального и духовного, представляющего собой концепции, похожие на идеи, передававшиеся на протяжении истории. Джеймс считал, что другие психологи тратят слишком много времени на сенсорную и моторную части разума и что необходимо больше понимать эстетическую сферу разума.

Сегодня понимаем важность сенсорных и моторных функций ума и их способности влиять на эмоции. Джеймс предположил, что естественный способ думать о стандартных эмоциях состоит в том, что ментальное восприятие какого-либо факта возбуждает ментальную привязанность, называемой эмоцией, и что последнее состояние ума порождает телесное выражение.

Позже Джеймс вместе с врачом по имени Карл Гёрдж Ланге создал теорию эмоций, известную теперь как теория Джеймса-Ланге. Они считали, что стимул вызывает возбуждение, выражающееся в какой-либо эмоции.

Джеймс писал: «Если представим себе какое-нибудь сильное чувство, а затем попытаемся абстрагировать от сознания, включающего характерные телесные симптомы, обнаружим, что ничего не осталось, никакое «вещество разума» не может быть составлено, и все, что остается – холодное и нейтральное состояние интеллектуального восприятия».

Идеи Джеймса об эмоциях помогли позже психологам, поскольку специалисты начали сосредотачиваться на человеческом поведении и том, что делает человека счастливым.

Гуманистическая психология

Помимо мыслей Джеймса об эмоциях, многие проложили путь гуманистической психологии, и психолог Абрахам Маслоу был среди психологов, интересовавшихся счастливыми людьми и тем, что делало их счастливыми. В итоге Маслоу назвал идею позитивной психологии.

Абрахам Маслоу

Маслоу предположил, что счастье может исходить из иерархии потребностей, духовности и пиковых переживаний. Его теория иерархии потребностей начинается с самых основных физиологических потребностей, необходимых человеку для выживания. Далее по иерархии идет безопасность, потребность быть любимым и/или принадлежать, уважение и самореализация.

Маслоу утверждает, что самоактуализация не всегда достигается в жизни, но является конечной целью. Концепция была замечена у религиозных деятелей прошлого, веривших, что просветление приведет к счастливой жизни и может быть найдено только внутри самого себя.

Идеи Маслоу о духовности заключаются в получении пикового опыта. После поиска здоровых людей, он обнаружил, что счастливые люди сообщали о мистических переживаниях моментов великого благоговения, моментов самого сильного счастья или даже восторга, экстаза или блаженства в процессе получения опыта. Потому что слово «счастье» может быть слишком простым и непонятным, чтобы его воспринимать как жизненный опыт.

Маслоу назвал мистические переживания пиковыми переживаниями. Он считал, что душевная болезнь или невроз связаны с душевными расстройствами; потерей смысла; сомнениями в целях жизни; горем и гневом по поводу утраченной любви; иным видением жизни; потерей мужества или надежды.

Его внимание к психологии можно рассматривать как наиболее оптимистичную сторону вещей и то, что помощь людям в достижении самореализации поможет сделать людей в мире счастливыми. Теории Маслоу тесно связаны с идеями, которые Мэн-цзы сохранил в своих учениях о необходимости чувствовать одобрение и о том, что страдание является частью жизни и к нему следует подходить с оптимизмом.

Психология счастья

Как и Маслоу, Михай Чиксентмихайи принадлежит к числу наиболее выдающихся психологов, сосредоточивших работу на психологии счастья. Его поиски счастья начались после Второй мировой войны, сильно повлиявшей на него, потому что в детстве он был помещен в итальянскую тюрьму.

Михай Чиксентмихайи

Михай начал задаваться вопросом, как некоторые люди могут чувствовать счастье среди окружающей боли и страданий. Он продолжил изучать позитивную психологию в поисках того, что делает людей счастливыми, когда обнаружил поток.

Михали считал, что благополучию, вызванному химическими веществами, не хватает жизненно важного компонента счастья – знания, что человек несет ответственность за его достижение. Счастье – не то, что случается с людьми, а то, что они заставляют происходить.

Его теория потока представляет собой феномен внутренней мотивации и оптимальное психологическое состояние, способное привести к глубокому обучению и высокому уровню личного удовлетворения и удовольствия от работы. Когда человек входит в состояние сосредоточенного потока, осознавая определенный момент, он забывает обо всем остальном. Происходит интенсивная концентрация на поставленной задаче.

Михай обнаружил, что люди с аутотелической личностью – люди, делающие определенную работу ради себя, а не для достижения внешней цели, автоматически становятся счастливыми.

Позитивная психология

Еще одним влиятельным человеком в области позитивной психологии является Мартин Селигман. Селигман подошел к счастью с научной точки зрения.

Мартин Селигман

Михай и Селигман вместе работали над тем, чтобы заложить основу позитивной психологии на субъективном уровне о ценном субъективном опыте: благополучие, удовольствие и удовлетворенность (в прошлом); надежда и оптимизм (на будущее); поток и счастье (в настоящем).

На индивидуальном уровне речь идет о положительных индивидуальных чертах: способности к любви и призванию, мужестве, коммуникабельности, эстетической чувствительности, настойчивости, прощении, оригинальности, устремленности в будущее, духовности, высоком таланте и мудрости.

На групповом уровне речь идет о гражданских добродетелях и институтах, продвигающих людей к лучшей гражданской позиции: ответственность, забота, альтруизм, вежливость, умеренность, терпимость, и трудовая этика.

Михай и Селигман поняли, что существует острая необходимость в понимании наиболее позитивной стороны психологии, не сосредотачиваясь на негативе и/или слабостях, обнаруженных в психологической сфере при оценке психических заболеваний. Благодаря упорному труду они смогли научно показать, как можно стать счастливым человеком.

Позже Селигман продолжил писать о теориях благополучия с некоторыми коллегами. Они обнаружили, что благополучие можно разделить на три типа:

  1. Теории исполнения желаний, удовлетворение выявленных предпочтений.
  2. Объективные теории списка, каталог товаров, необходимых для благополучной жизни.
  3. Гедонистические теории, приятные психические состояния.

Эд Динер

Другой влиятельный исследователь в области позитивной психологии Эд Динер, известный как «Доктор счастье». Динер посвятил позитивной психологии не менее 25 лет и изучал счастье через представление о благополучии субъекта, измеряемого эмпирически. Ранние исследования показали, что счастливые люди вспоминают больше счастливых событий, чем несчастные.

Динер и его коллега попытались воспроизвести результаты, обнаружив, что способность человека вызывать воспоминания о положительных моментах в жизни значительно выше, по сравнению с памятью о негативных жизненных событиях. Благодаря научным методам изучения счастья Динер обнаружил, что положительные воспоминания необходимы для счастья.

Он утверждает, что психологическое богатство – больше, чем деньги. Богатство – отношение, цели и увлекательная деятельность на работе. Счастье не только приятное, но и полезное для отношений, работы и здоровья. Полезно установить реалистичные ожидания относительно счастья. Разумеется, никто не бывает постоянно счастлив. Становится ясно, что найти счастье может быть намного сложнее. Когда приходится обращаться ко всем различным уровням, нужно понимать собственные потребности, чтобы жить счастливой жизнью.

Заключение

Позитивная психология и психология счастья являются довольно новой областью, но количество информации, полученной в результате текущего методологического тестирования и понимания корней индивидуального счастья, является огромным скачком в создании будущего, полного счастливых людей.

Направление, принятое данной областью, кажется, возвращается к пониманию, которое Будда, Конфуций и Мэн-цзы все время пытались донести, что счастье можно найти только внутри себя.

Селигман и Чиксентмихайли объясняют позитивную психологию как помощь людям в том, чтобы сделать их жизнь достойной, исследуя надежду, мудрость, творчество, устремленность в будущее, мужество, духовность, ответственность. Будущее позитивной психологии и психологии счастья – проблеск надежды для людей, страдающих депрессией.


Поделиться
Наука пророческих снов: исторические рассказы о пророческих снах Previous post Наука пророческих снов: исторические рассказы о пророческих снах
Возможно многому научиться, используя информацию, связанную с движением Next post Возможно многому научиться, используя информацию, связанную с движением