Подкрепление и наказание

Подкрепление и наказание

Поделиться

Обучение – одна из важнейших особенностей поведения человека и животных. Обучение – это процесс, в ходе которого действия становятся все более и более сложными по мере того, как они основываются на более простых. Психологи рассматривают обучение как изменения в поведении, которые зависят, по крайней мере, от некоторой степени практики.

Чтобы обучение произошло, необходимо каким-то образом создать и поддерживать определенную модель поведения. Поэтому преподаватели подчеркивают роль интереса или мотивации в обучении.

Подкрепление и наказание

Одной из особенностей обучения является продолжительность. Давно забытые навыки часто сохраняются, и их легче выучить заново, чем изучить изначально. Происходит ли обучение вообще и длится ли оно, по-видимому, зависит от вознаграждения или подкрепления.

Поведение, сопровождающееся похвалой или успехом, усиливается. Поведение, не поощряемое вознаграждением, имеет тенденцию исчезать. Обычно думаем о наградах как о приятных событиях, но некоторые вещи способствуют обучению, хотя и не осознаем этого, и их лучше называть подкреплением. Например, родитель, проявляющий даже кратковременный интерес к деятельности ребенка, скорее всего, подкрепит активность, даже если интерес явно не приносит ребенку удовольствия или вознаграждения.

Имитация — мощная сила, побуждающая к поведению, но без подкрепления такое поведение, скорее всего, будет недолгим. То же самое относится к наблюдению. Люди, которые просто наблюдают, как другие учатся, могут улучшить собственную производительность. Улучшение часто носит временный характер, если его не подкреплять. Отказ от подкрепления во время обучения обычно ослабляет поведение.

В отличие от подкрепления, которое используется для усиления поведения, наказание призвано его ослабить. Точный способ действия наказания еще не понятен. Вместо того чтобы напрямую ослаблять рассматриваемое поведение, оно может привести к другому поведению, которое конкурирует с исходным. Новое поведение затем можно подкрепить.

Менее эффективно наказание может просто временно подавить нежелательное поведение. Ясно, что наказание и подкрепление оказывают более слабый эффект, если они отложены. Есть также свидетельства того, что наказание может привести к нарушению поведения, особенно когда связано с такой основной деятельностью, как прием пищи. Например, кошки, которых ударили током во время кормления в клетках, вскоре вообще отказываются от еды, даже в совершенно другой обстановке.

Другим аспектом наказания является тот факт, что его прекращение может действовать как подкрепление. Некоторые дети, например, периодически стучатся головой о стену. Одно из объяснений такого поведения состоит в том, что приятный эффект от прекращения наказания сильнее, чем боль, испытываемая в начале наказания. Другими словами, ребенок может биться головой, потому что ему приятно, когда он останавливается.


Поделиться
Сожаление, раскаяние и покаяние Previous post Сожаление, раскаяние и покаяние
Роль обучения и развития в современном мире Next post Роль обучения и развития в современном мире