Мистические переживания и традиция патологии

Мистические переживания и традиция патологии

Поделиться

Для мистика жизнь иллюзорна. Восточные философии, такие как дзен и тибетский буддизм, учат, что жизнь – сон, от которого можно проснуться, став «просветленным». Возможно, мистические переживания – проблески просветления; напоминания, что за земной реальностью скрывается невидимая конечная реальность духа.

Мистический опыт весьма идиосинкразичен, но является межкультурным явлением.

Они встречаются во всем мире: в иудейской, христианской, мусульманской, индийской (йогической), буддийской, шаманской и других традициях, и имеют общеузнаваемые черты. Явление, наряду с 99,9% общей ДНК, говорит об идее единства и базовой универсальности человеческого опыта.

Но мистические состояния продолжают патологизироваться психиатрией.

Парадокс

Больше 90 процентов людей верят в Бога, Творца Вселенной. Переживание Бога, на которое ссылаются большинство мистических или религиозных состояний, является опасным заблуждением, требующим лечения, госпитализации или того и другого.

Переживания, в двух словах, образуют состояние мистицизма в современном мире.

Парадокс заключается в следующем: религиозные верования являются признанным культурным явлением, какими бы иррациональными, архаичными или эзотерическими ни были, но религиозные переживания обычно рассматриваются как симптом безумия.

Корни традиции патологии

Если вы разговариваете с Богом – вы молитесь. Если Бог говорит с вами – у вас шизофрения.

Томас Сас

Традиционная психиатрия всегда приравнивала мистические переживания к патологии. По словам психиатра Кена Уилбера, повышенный интерес к области мистицизма помогает объяснить состояние и поведение человека.

Обнаружен интерес к мистическим явлениям, потому что они могут демонстрировать промежуточные формы поведения между нормальным состоянием и откровенным психозом.

Кен Уилбер, психиатр

Точно так же для психоаналитика мистика представляет инфантильную регрессию в наиболее примитивное состояние, скрещивание детских патологий развития со взрослыми нарциссическими тенденциями.

Традиция патологии восходит к Зигмунду Фрейду, чей подход к мистическим переживаниям был подходом медицинского работника, изучающего своеобразную аберрацию. В «Цивилизации и ее неудовлетворенности» он интерпретирует «океаническое чувство» (переживание единства с миром) как пример первичного нарциссического союза между матерью и младенцем.

С удивительной откровенностью он сообщает: «Не могу открыть в себе «океаническое» чувство», а затем добавляет, возможно, со слезой на глазах: «Нелегко по-научному разбираться с чувствами».

В религиозных общинах к мистическим переживаниям относятся с подозрением или с насмешкой. В лучшем случае мистические переживания – загадочные сообщения с «другой стороны». В худшем случае они рассматриваются как одержимые злыми духами или проклятиями. Кроме того, утверждающий, что имеет прямое невыразимое переживание Бога, часто подвергается стигматизации просто потому, что люди склонны бояться неизвестного.

«Определенные культурные контексты»

Вопреки уверениям психиатрических и религиозных учреждений, многие люди сообщают, что имели сильные мистические переживания.

В недавнем опросе респондентов попросили оценить утверждение «У меня был глубокий религиозный опыт или пробуждение, изменившее направление жизни» по шкале от 0 до 5, где 5 означает «полностью применимо». Сорок один процент американцев (около 80 миллионов человек) заявили, что данное утверждение полностью относится к ним.

Отчет заключает: «Отрадно обнаружить, что для многих людей вера покоится на том, что, казалось бы, прочным основанием: на личном опыте трансформационного характера».

Вера в мистицизм имеет прочные основы, не говоря о мистических переживаниях менее глубокого характера, так называемом «житейском мистицизме», вроде внезапных вспышек интуиции или знания (мгновения), сновидений, осознанных сновидений или дежавю.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-V) признает возможность, что религиозные переживания не являются полностью патологическими.

Определяющие черты мистических переживаний

Уильям Джеймс, автор классического труда «Разнообразие религиозного опыта» утверждал, что личный религиозный опыт имеет собственный корень и центр в мистических состояниях сознания («мистический» и «религиозный» используются взаимозаменяемо), и качество должно быть непосредственно испытано; оно не может быть передано другим. В данной особенности мистические состояния больше похожи на состояния чувства, чем на состояния интеллекта.

Джеймс описал мистические переживания как опыт единства с информацией, ранее определяемой как «не-я», и выделил четыре основные черты:

  1. Невыразимость (не могут быть переданы другим)
  2. Умственное качество (являются состояниями знания)
  3. Преходящие переживания (можно переживать только в течение коротких периодов времени)
  4. Пассивность (состояния, характеризующиеся открытостью и смирением)

Отец гуманистической психологии Абрахам Маслоу считал мистические переживания частью «пиковых переживаний» и характеризовал их как объединяющие, трансцендентные и интегрирующие. Другие авторы использовали характеристики, как интенсивное эмоциональное переживание, искажение времени/пространства и чувство святости или неприкосновенности.

Мистика и шизофрения

Мистицизм и шизофрения представляют собой измененные состояния сознания, что привело к мысли, что мистические «транс»-состояния подобны шизофреническим состояниям. Позиция подтверждается мультикультурными исследованиями и анализом шизофренических образов. Существуют некоторые заметные различия.

Всемирно известный мифолог Джозеф Кэмпбелл говорит, что шизофреник тонет в тех же водах, где с наслаждением плавает мистик. Если для мистицизма характерны осмысленность внутреннего и внешнего миров и осознанная цель единения с божественным, то шизофрения чаще всего характеризуется дезориентацией, изоляцией и бегством от мира.

В другом контексте Кэмпбелл говорит о шаманских культурах.

Шаман – человек, мужчина или женщина, переживающий ошеломляющий психологический опыт, полностью обращающий его внутрь себя. Переживания что-то вроде шизофренического срыва. Опыт описывался множество раз. Он встречается на всем пути от Сибири через Америку до Огненной Земли.

Джозеф Кэмпбелл

В «Шаманских исследованиях священного при шизофрении» Морин Робертс подробно описывает различия между шаманскими (мистическими) и шизофреническими переживаниями.

Разум и чувства шизофреника, как и у шамана во время инициации, подвергаются нападению конкретных откровений о высотах и ​​глубинах обширных Иных миров коллективного бессознательного. В то же время шизофреник вынужден втиснуться в иногда мелочную будничность и рутину повседневного существования. <…> Вторжение в эго архетипических сил глубоко и необратимо преображает индивидуума; никто, переживший такой кризис, не может ограничить расширенные горизонты своего сознания клаустрофобно «безопасными» и укрощенными границами культурных норм.

Морин Робертс

Пражский психиатр Станислав Гроф указывал: в «надличностную» сферу входят святые и сумасшедшие, но именно способность интегрировать собственные переживания в повседневную жизнь отличает мистические видения от психотических эпизодов.

Исторические отчеты о мистических переживаниях

В одном из видений святая Тереза ​​Авильская увидела серафима, пронзившего ее сердце копьем.

Я увидела в его руке длинное золотое копье, а на острие железа, казалось, был небольшой огонь. Мне казалось, что время от времени он вонзает его мне в сердце. Показалось, что он вытащил копье и оставил меня в огне великой любви к Богу. Боль была так сильна, что заставила меня стонать; не желая избавиться от него…

Тереза Авильская

Сестра Тереза ​​из Лизье описывает ноэтическое качество опыта:

Я тотчас же подумала о том радостном, что мне предстояло узнать, поэтому я подошла к окну. Я смогла увидеть, что не ошиблась. Ах, душа моя наполнилась великим утешением. В годовщину собственной смерти хотела, чтобы я услышала его первый призыв!

Сестра Тереза

Французский математик Блез Паскаль приобрел религиозный опыт после того, как чуть не погиб в автокатастрофе. Он сделал для себя короткую заметку.

Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и ученых. Не Бог философов и ученых. Абсолютная уверенность: за пределами разума. Радость. Мир. Забвение мира и всего, кроме Бога. Мир не знал тебя, а я знал тебя. Радость! Радость! Радость! Слезы радости!

Блез Паскаль

Английский поэт Дж. А. Саймондс описывает быстротечность и невыразимость мистического состояния.

Он непреодолимо овладел моим разумом и волей, длился, казалось, целую вечность, и исчез в серии быстрых ощущений, напоминавших пробуждение от анестезирующего воздействия. Одной из причин, почему я не любил данный вид транса, было то, что я не мог описать его. Я даже сейчас не могу найти слов, чтобы сделать понятное объяснение. Оно состояло в постепенном, но быстро прогрессирующем стирании пространства, времени, ощущений и множества факторов опыта, определявшего то, что нравится называть нашим Я.

Дж. А. Саймондс

У эксперта по приматам Джейн Гудолл музыка вызывала мистическое состояние.

Много лет назад, весной 1974 года, я посетил собор Нотр-Дам в Париже. Вокруг было немного людей, а внутри было тихо. Утреннее солнце. Внезапно собор наполнился громадным звуком: великолепно играл орган для свадьбы, происходившей в дальнем углу. Токата Баха и фуга ре минор. Мне всегда нравилась вступительная тема, но в Собор, заполняя всю безбрежность, казалось, вошел и овладел всем моим Я. Сама музыка была жива. Внезапно схваченный момент вечности, был, пожалуй, самым близким из всех, что я когда-либо подходил к переживанию экстаза, экстаз мистика.

Джейн Гудолл

Химик и первооткрыватель ЛСД доктор Альберт Хофманн описывает опыт, переживший в лесу в детстве.

Когда я прогуливался по свежепозеленевшему лесу, наполненному птичьим пением и освещенному утренним солнцем, вдруг все предстало в необыкновенно ясном свете. <…> Оно сияло прекраснейшим сиянием, говоря с сердцем, как будто хотело обнять меня своим величием. Меня переполняло неописуемое ощущение радости, единства и блаженной защищенности. Не знаю, сколько времени простоял там, как завороженный. <…> Еще ребенком я испытал еще несколько таких глубоко эйфорических моментов в прогулках по лесу и лугу. Переживания сформировали основные очертания моего мировоззрения и убедили в существовании чудесной, могущественной, непостижимой реальности, скрытой от повседневного взгляда.

Альберт Хофманн

Индийский мистик и йог Гопи Кришна описывает мистический опыт, известный как пробуждение кундалини.

Внезапно с грохотом, похожим на шум водопада, я почувствовал поток жидкого света, проникающий в мозг через спинной мозг. Совершенно не подготовленный к такому развитию событий, я был совершенно застигнут врасплох; но восстанавливая самообладание, удерживал ум в точке сосредоточения. Освещение становилось все ярче и ярче, рев громче, я испытал ощущение качания, а затем почувствовал, что выскальзываю из тела, весь окутанный ореолом света. Невозможно точно описать опыт. Я почувствовал, как точка сознания становилась шире, окруженная волнами света. Она становилась шире, расширяясь вовне, в то время как тело, обычно являвшееся непосредственным объектом его восприятия, казалось, удалялось вдаль, пока я полностью не потерял его сознание. Теперь я был полностью сознателен без каких-либо очертаний, без идеи телесного придатка, без чувства или ощущения, исходящего от органов чувств, погруженный в море света, одновременно осознаваемое в каждой точке, распространяющееся, так сказать, во всех направлениях без каких-либо барьеров или материальных препятствий. Я больше не был самим собой, или, если быть более точным, больше не был таким, каким я себя осознавал, маленькой точкой сознания, ограниченной телом, а стал обширным кругом сознания, где тело было всего лишь точкой, омываемой свет и в состоянии ликования и счастья, невозможные описать.

Гопи Кришна

Швейцарский психолог Карл Юнг за свою жизнь пережил множество мистических переживаний.

Мне казалось, что нахожусь высоко в космосе. Далеко внизу я видел земной шар, залитый великолепным голубым светом. Я видел глубокое синее море и континенты. Далеко под ногами лежал Цейлон, а впереди меня субконтинент Индии. В поле зрения не входила вся земля, но ее глобальная форма была ясно различима, и ее очертания сияли серебристым отблеском сквозь чудесный голубой свет… вид земли с высоты было самой великолепной вещью, увиденной когда-либо…

Карл Юнг

В течение следующих недель Юнг каждую ночь просыпался с чувством экстаза.

Мне казалось, что плыву в пространстве, как будто в безопасности в чреве вселенной – в огромной пустоте, но наполнен высочайшим чувством счастья. Все вокруг казалось заколдованным… Ночью я парил в состоянии чистейшего блаженства, окруженный образами всего творения.

Карл Юнг

Заключительные мысли о мистическом опыте

Некоторые состояния могут быть выражением патологии, но многие сообщают о мистических (религиозных) переживаниях трансформационного характера.

Голодание, контролируемое дыхание, кружащиеся танцы дервишей, сенсорная депривация, медитация и употребление психоактивных веществ – наиболее известные методы достижения мистических состояний. Некоторые считаются законными. На самом деле, часто говорят, что химически индуцированные состояния не являются подлинными.

Утверждение неверно.

  1. Во-первых, религиозное использование галлюциногенов – одна из древнейших человеческих практик.
  2. Во-вторых, все духовные техники предназначены для запуска неврологических изменений в мозгу.

С точки зрения нейробиологии, мистические состояния созданы равными. Кто занимается систематической духовной практикой, лучше подходит для интеграции мистического опыта в собственное сознание.

Пожалуй, самая большая трудность состоит не в стремлении достичь мистического состояния (учитывая обилие информации по данному вопросу и относительную доступность химических вспомогательных средств), а в желании поддаться, отпустить потребность контролировать и понимать, позволить себе стать пассивным и открытым ко всему. Мистический опыт – трансформационный процесс вхождения в неизвестное и подчинения ему.


Поделиться
Характеристики человеческого общества Previous post Характеристики человеческого общества
Сознательность и добросовестность: игнорирование правил модели личности Next post Сознательность и добросовестность: игнорирование правил модели личности